21 января 2016

КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ. 2016 г .

КНИГИ-ЮБИЛЯРЫ. 2016 г . 

«Нерв», 1981 г.
Владимир Высоцкий
(25 января 1938г - 25 июля 1980 г. (42 года)



Я не люблю фатального исхода,   
От жизни никогда не устаю. 
Я не люблю любое время года, 
Когда веселых песен не пою. 

Я не люблю холодного цинизма, 
В восторженность не верю, и еще - 
Когда чужой мои читает письма, 
Заглядывая мне через плечо. 


     По самым скромных подсчетам именно этот сборник Владимира Высоцкого выдержал пять изданий в течение двадцати лет, суммарный тираж около 700 000 экземпляров.  Вольно или невольно он оставил КАЧЕСТВЕННУЮ и АКТУАЛЬНУЮ поэзию, даже для сегодняшнего дня, хотя некоторым его стихотворениям больше полувека. Его самого нет почти 36 лет, а диски и книги издают и переиздают. 

Ты в 42 ушел, я в 42 родился,
И нам не довелось друг друга увидать.
Но верить и любить я у тебя учился,
Ты брат мой по любви, и это не отнять!

Подумать только, мы могли бы повстречаться,
Но все казалось мне - я к встрече не готов.
Теперь не позвонить, теперь не достучаться
И не сказать тебе хотя бы пару слов.

(Владимир Асмолов, «42»)

   И учиться на поэзии Владимира Высоцкого не стыдно, сегодня мало континентов и стран, а также языков, на которые не перевели бы эти песни. Такой чести за последние годы удостоились только Булат Окуджава и Александр Галич, а уж у последнего очень непростой стиль  и слог. Почему-то особенно популярен Высоцкий и до сих пор любим в Польше, хоть еще при жизни его начали переводить и петь во Франции. Может он близок по настроению полякам, может, есть в этих песнях что-то такое, что им не чуждо и созвучно. 
Но вернемся к поэтическому сборнику «Нерв»…. В реалиях 1981 года составитель (а это был Р. Рождественский) сумел отобрать максимальное количество очень разных текстов на очень разную тематику, чтобы и цензура пропустила и чтобы показать все стороны творчества Владимира Семеновича.
Пришлось выбирать что-то более мягкое, менее политизированное. «Нерв» стал тогда первым глотком свободы и свежего воздуха, когда верхи уже не могли, а низы…  тихонечко роптали. На самом деле, тогда случилась маленькая революция, основной тираж сразу разошелся по спекулянтам и везунчикам, стоила такая книга на черном рынке,  25 рублей при номинале 1 рубль 40 копеек .
Это великая поэзия великого артиста и человека, потом были полные и неполные собрания сочинений в разных версиях и редакциях, но этот сборник был самым первым. Сегодня эта книга, именно первое издание, является библиографической редкостью.


«Баллада о любви»
Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,                     
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась любовь,
И расстворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

И чудаки еще такие есть,
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что "я люблю" -
То же, что "дышу" или "живу".

И много будет странствий и скитаний,
Страна Любви - великая страна.
И с рыцарей своих для испытаний
Все строже станет спрашивать она,
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна.

Но вспять безумцев не поворотить,
Они уже согласны заплатить,
Любой ценой, и жизнью бы рискнули,
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
Потому что если не любил,
Значит и не жил, и не дышал.

Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься, сколько не зови,
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви.

И душам их дано бродить в цветах,
Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья.

Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву,
Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу.

После смерти В. С. Высоцкому были присвоены звания и награды:
1986 –  планета названа именем Высоцкого
1986 — присвоено звание заслуженного артиста РСФСР 
1987 — присуждена Государственная премия СССР, за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен. 

Методико-библиографический отдел Жирновской центральной библиотеки. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий